Подоходный налог при покупке квартиры: общие правила
В налоговом кодексе есть указание о платеже налогов с реализации имущества, в частности имущества. Деньги, полученные за квартиру, облагаются налогом. Налог платит и покупатель квартиры, он соответственно получает право вычета или возвращения части суммы, выплаченной в бюджет в виде налога.
- Граждане независимо от страны своего нахождения и нахождения проданного имущества;
- Нерезиденты – не имеющие российского гражданства со сделок в России.
Нерезиденты – все, кто находится за пределами России больше 183 дней в году. Разница между резидентами и нерезидентами в ставке налога, который им придется платить – 30%. Только часть налогоплательщиков вправе просить о возврате части налога – налоговом вычете.
Ставка налога 13% от суммы, прописанной в договоре. Искушению писать заниженную сумму лучше не поддаваться, иначе в случае проблем продавец будет обязан вернуть не фактически уплаченную сумму, а прописанную в соглашении.
[box type=»download»]Стоит отметить! Налог платится по закону в следующем году. Не позже 30 апреля в налоговую службу отправляется декларация, через две недели после этого срока плательщик обязан перечислить деньги в бюджет. Делается просто – через банк или кассу кредитной организации, с выдачей квитанции. Сделать все лучше пораньше, не будет проблем с начислением штрафов.[/box]
Способы возврата при покупке квартиры
Чем является вычет? Уменьшение суммы выплаченного налога, которая возвращается плательщику. Размер вычетов в случае с недвижимостью – 2 млн., если расчет идет по кредитному договору об уплате процентов – 3 млн.
Вычет платится:
- Деньгами;
- непосредственно отказом государства налог, пока вычет не будет погашен.
Документы подаются:
- через работодателя;
- самостоятельно при посещении налоговой службы и предоставлении пакета документов.
[box type=»download»]Еще один момент, вычет получают только плательщики 13% налога, как правило – работники. Предприниматели фактически лишены права пользоваться данной льготой. Формальная причина – вычет делается с учетом выплаченного НДФЛ, предприниматели же его в основном не платят.[/box]
Что нужно сделать для возврата налога при покупке квартиры?
В налоговом кодексе прописан полный перечень возможных документов для получения вычета.
Процедура тоже вроде бы несложна, однако есть тонкости, с которыми люди сталкиваются уже в процессе, хотя вроде бы все просто:
- собираются документы, заполняется заявление в налоговой;
- подаются или непосредственно в налоговую или на работе.
Помощь в заполнении документов оказывают или непосредственно на работе или в налоговой службе. Хорошо, если у работодателя грамотный бухгалтер. Вычетами занимается отдел, работающий с физическими лицами.
После получения консультаций, следует заняться сбором документов. Если чего-то не хватает или составлено неправильно, работники инспекции обязаны указать на ошибки или недостачу документов.
Что же делать, если попались не желающие помогать, и отказываются принимать бумаги, не говоря чего-то конкретно? Помогает или жалоба начальнику или отправка письмом.
В ответном письме сотрудники разъясняют все недостачи по бумагам: что исправить, и что добавить. Если даже не принимают бумаги после, есть основания жаловаться на некорректную консультацию. Основной вопрос в готовности принципиально отстаивать свои права.
[youtube id=»kutujkZ7qfg» align=»center» mode=»normal»]
Необходимые документы при покупке квартиры
Если документы подаются к концу года, готовится декларация (форма НДФЛ -3), в остальном купившие собирают следующие документы:
- справка, выданная на работе, отражающая выплаченные налоги (форма — 2);
- копия свидетельства о регистрации прав на недвижимость;
- акт о передаче недвижимости;
- договор о покупке имущества;
- кредитного (ипотечного договора);
- на строительство дома или доли в доме (в том числе и в многоквартирном доме);
Под недвижимостью понимается дом, земля, комната в доме или квартире или доля в земельном участке.
Готовятся и копии документов, подтверждающих факт платежей:
- выписки с банковских счетов;
- копии приходных ордеров, квитанции;
- выписки по лицевым счетам из кредитных организаций.
Если плательщик находится в браке:
- свидетельство о браке;
- заявление о распределении вычета между супругами.
Нюансы:
- Если надписи на оригиналах испорчены или выцвели, подтверждение делается справками от организаций, через которые в свое время были проведены платежи.
- В налоговую относят копии, но инспектор должен сверить их с оригиналами, поставить сверяющую подпись.
- Если бумаги отправляются через работу, дополнительно прилагается заявление о получении уведомления о праве на вычет. Его где-то делают месяц или больше, смотря, как загружено работой управление.
- Получив уведомление, его надо передать работодателю, если оно ему не было прислано. На основе уведомления, перестают делать отчисления по налогам.
- Если плательщик налога желает получить на руки «живые деньги», в службу передаются данные банковского счета. На него собственно и переводят деньги после принятия решения по вопросу выплаты денег по вычету.
Куда и когда подавать документы?
Отправлять документы непосредственно в налоговую службу или через работодателя каждый решает сам, никакого принуждения не допускается.
Когда же отправлять документы? Срока давности по вычету нет, что и неудивительно, т.к. его дают один раз.
Вычет делается за любые три года, в течение которых платился подоходный налог. Какие именно года выбирать, не имеет значения, плательщик сам решает, главное, чтобы за эти годы фиксировались отчисления в бюджет.
Правда, вычет рассчитывается только по годам, за которые подавалась декларация. Поэтому, если есть желание получить вычет за какой-то год, обязательно следует подавать декларацию.
Намного проще государственным и муниципальным служащим, те всегда их подают – так требует закон.
[box type=»download»]Важно! Если размер возврата не покрывает отчислений в бюджет за 3 года, остаток переносится на каждый следующий год, пока не будет полностью погашен.[/box]
Впрочем, данный положения затрагивают тех, кто тратит вычет на отказ государства от получения налога (кстати, отчислений в пенсионный и иные фонды вычет не касается).
Процесс получения налогового вычета на квартиру
Процесс получения вычета – сбор нужных бумаг, заполнение заявления и ожидание собственно перевода денег или уменьшение налоговых отчислений с момента получения работодателем уведомления.
В некоторых инспекциях есть специальные окна для плательщиков, желающих оформить вычет.
[box type=»download»]Стоит отметить! На сайте налоговой дается возможность скачать образцы и бланки заявлений, однако практика показывает, что сайт не всегда источник самой свежей информации. В инспекциях же есть и образцы, и бланки, самого «свежего образца».[/box]
Процесс заполнения не так сложен, не стоит торопиться. Все пункты подписаны и обозначены.
Принятие документов подтверждается отметкой на копии плательщика. Если полениться сделать копию, больше шансов на потерю документов и затягивание решения вопроса.
Пользоваться или нет услугами консультантов, решает каждый сам, многие из них часто преувеличивают проблемы, с которыми сталкиваются плательщики, с понятной целью.